Previous Entry Share Next Entry
Подвижные игры для развития самоконтроля -1
Принцессная
lel_ka wrote in iist_groups
Развитие навыков самоконтроля - очень важный момент для старшего дошкольника и младшего школьника. Самоконтроль - достаточно широкое понятие, ведь это касается сложного соподчинения своих мотивов действий; это умение ставить цели, отсроченные во времени; и это способность владеть собой на самых разных уровнях - эмоциональном и физическом. Отдельно можно заметить, что хорошее осзнание своего тела - тоже важно, потому что это влияет и на самооценку, и в целом на самоотношение, и отдельно на отношение к границам собственным и чужим.

Для того, чтобы легче управлять своим поведением и состоянием, хорошо уметь на самых разных уровнях контролировать свое тело, голос, позу и т.п. Для этого прекрасно подходят подвижные игры, в которых чередуются движения с разной скоростью, замедление-ускорение, напряжение-расслабление. На первом занятии нашей подготовки к школе мы играли в игры "Заводная игрушка", "Солдат и тряпичная кукла", "Быстро-медленно-стоп", "Снежная королева" и в "Море волнуется раз, море волнуется два". Все эти игры позволяют научиться управлять собой и своим состоянием.

1. "Быстро-медленно-стоп". В эту игру можно играть лет с 3. Суть этой игры очень проста: ребенок придумывает какое-либо движение (просто ходьба, махи руками, ползанье на четвереньках и т.п. Далее водящий дает команды, чередуя их в произвольном порядке "быстро", "медленно", "Стоп". Многим детям трудней всего выполнять движения в медленном ритме. Для детей от 5 лет хорошо получается играть с "авто-командами" - задача ребенка самому озвучить команду, и затем ее выполнить, т.е. вербализовать планируемое действие. Это звучит как нечто очень простое, но на самом деле не у всех получается выполнять это правильно, не сбиваясь и не путаясь, именно сначала называя действие, и лишь затем выполняя.

2."Заводная игрушка" (кажется, откуда-то из К.Фоппеля). Взрослый рассказывает о том, что бывают игрушки, которые имеют внутри пружинку, и сзади - специальный ключик, при помощи которого ее можно "завести", и она сможет двигаться. Но пружинка, когда ее завели, она быстро раскручивается обратно, и через какое-то время игрушка сможет двигаться все медленней и медленней, пока не остановится совсем. Дети выбирают себе вид игрушки (солдатик, кукла, балерина, машинка и т.п.), и взрослый "заводит" на спине ключик, обговорив количество "оборотов" этой пружины. "Игрушка" начинает двигаться, сначала быстро - затем замедляясь. В качестве более простого варианта - взрослый делает обратный отсчет (например, от 10). Более сложный вариант - дети сами делают этот обратный отсчет.

3. "Снежная королева". Вводная "Знаешь, что бывает, если мимо пролетает Снежная королева? Все замерзает! Мы сейчас с тобой тоже будем так играть, будто мимо нас пролетела Снежная королева, и нас немного заморозила. Но замерзать мы будем не сразу, а постепенно... Те части тела, которые я буду называть - они будут замирать, застывать, ты ими переставай шевелить, хорошо? Итак, первыми у нас замерзли пальчики на руках. Все остальное тело пока может двигаться, изгибаться как ему нравится. Но вот у нас уже замерзли локти... Потом плечи... шея... верхняя часть спины.. хорошо, что мы пока можем шевелить ногами... теперь и низ спины тоже замерз... и колени... и ступни начали примерзать, и вот даже пальчики на ногах уже не шевелятся... (пауза) Но вот выглянуло солнышко, стало теплеть, и мы начнем оттаивать. (Дальше возможен или тот же порядок, или обратный, в котором мы возвращаем подвижность частям тела).


4. Солдат и тряпичная кукла. Эта игра - простая и веселая, способствует мышечному расслаблению, снятию напряжения, раскрепощению, хорошо подходит для переключения уставшего ребенка. Мы играли в нее в качестве "физкульт-минуток" в школах.
В начале мы всех спрашиваем, как ходят солдаты. Солдат должен быть с очень прямой спиной, не гибкий, напряженный. Ну а тряпичная кукла - полная его противоположность, мягкая, расслабленная, гибкая, подвижная во всех суставах. По команде ведущего надо быстро "превращаться из "куклы" в "солдата" - и обратно. Для тренировки внимания можно делать "путаницу" - когда дважды подряд называется кто-то один.

5. "Море волнуется раз" - широко известная игра на все возраста. В ней тоже есть много пользы. Маленьким детям часто бывают трудно и придумать интересную - но не слишком "шаткую" позу. Вторая трудность - оставаться неподвижным. Мне нравится "командный" вариант этой игры, когда "морскую фигуру" придумывают вместе 2 человека (или больше), и вместе потом показывают. В нашем палаточном лагере мы тоже играли в таком варианте с детьми и родителями, и все получили массу удовольствия, показывая друг другу целые семейные скульптуры с Морскими коньками, боями осьминогов, волшебными летающими рыбами и многим другим.

(Будет продолжение).

  • 1
А может быть у тебя тоже есть идеи, которыми ты готова поделиться? Знаешь ли ты какие-то аналогичные игры?

аналогичных не знаю.

Спасибо большое!

Свет, а используешь ли ты что-то подобное в своей работе?

у меня мало места в кабинете, не разгуляешься, но "Море волнуется раз" использую. И то, где надо мало ходить или вообще сидеть: нос-пол-потолок, запаздывающее движение, послушный робот - непослушный робот.
А на расслабление аналог "солдата и куклы" - "марионетки", "воздушный шар".

О, а я их кажется и не знаю! А можешь чуть подробней рассказать-написать?

Нос-пол-потолок. Взрослый показывает пальцем на нос и говорит "нос", показывает на пол и говорит "пол", показывает на потолок и говорит "потолок". Задача детей показывать то, что взрослый называет. Сначала это одно и то же, потом взрослый говорит "нос", а показывает на "потолок" и т.п. Скорость увеличивается, порядок называния меняется.

Запаздывающее движение. Взрослый показывает движения, дети запаздывают на одно ( а потом можно и на два, и на три). Взрослый поднимает руки вверх - дети стоят, как стояли, взрослый кладет руки на плечи - дети поднимают руки вверх, взрослый руки вперед - дети руки на плечи и т.п.

Сюда же еще упражнение "пожалуйста". Если взрослый говорит "пожалуйста, дотроньтесь до носа", то это движение надо делать, а если просто "дотроньтесь до носа", то не надо.

Послушный робот. Взрослый дает инструкцию, сначала из двух действий, потом из трех и т.п. Например, "Шаг вправо, поворот направо, шаг назад". Ребенок выполняет, прослушав всю инструкцию до конца. Удобно перед выполнением этого задания надеть что-то на левую руку: часы, фенечку, резинку.
Непослушный робот. Та же игра, только надо сделать все наоборот. Если инструкция "Шаг вправо, поворот направо, шаг назад", то надо сделать "шаг влево, поворот налево, шаг вперед" или даже "шаг вперед, поворот налево, шаг влево". Перед выполнением задания надо договориться переворачивает ли "робот" каждое действие или всю инструкцию.

Марионетки. Превратились в марионетки, марионетке привязали ниточку к руке и тянут вверх. Тянут-тянут-тянут - отпустили ниточку. Потом привязали ниточку к другой руке, к макушке, к уху, к носу и т.п.

Воздушный шар. Мы все превратились в воздушный шар. И этот шар начинают надувать. И мы становимся больше, больше, больше... ( тянемся вверх, руки в стороны и вверх) - сдулся шарик. Все повалилились кто куда:)

На музыке тоже много таких игр, под песни со сменой темпа. Это может быть игра на музыкальных инструментах, когда надо то играть, то не играть (или играть на разных, одному ребёнку или нескольким), или с разными предметами (обруч, колечки, флажки, султанчики), или просто с движениями (бегать и падать, бегать и сидеть на стульчиках, передвигаться с разной скоростью). И что хорошо, песня предсказуемая, когда уже её знаешь, можно готовиться.
Ещё мы играем в "стоп", когда кто-то внезапно во время песни говорит "стоп" и все должны перестать петь и играть на инструментах.

1. Мы (на уроках йоги) сделав позу горы (очень прямая спина, вытяжение вверх), потом превращаемся в желе, и начинаем желетрясение: мелко-мелко трясем всем телом, желательно, чтобы вибрировало все, и кисти, и руки, и плечи, и грудь и живот, и коленки.

2. Делаем много балансов, простейший - поза дерева, и их множество, и на руках и на ногах. Чтобы удержать баланс, нужно соредоточиться, сфокусировать взгляд, прижать опорную стопу (или ладонь, или по разному бывает), вытягиваться или, наоборот, сгруппироваться. Когда балансы более менее осноены, играем так: в кругу каждый показывает свой баланс, все повторяют. Или салки с балансами: того, кто стоит в балансе, не салим.

3. Играем в светофор: зеленый - идти, желтый - стоять, красный - идти назад. Сначала цвета называются по порядку и медленно, потом быстрее и в разных сочетаниях.

4. Делаем последовательность движений сначала обычно, под мои словесные инструкции, потом с закрытыми глазами под мои команды, потом с закрытыми глазами самостоятельно.

О, отличные все идеи! Спасибо!

мне ваши тоже понравились.

Я собираюсь на днях выложить дальше, их очень много еще есть, я люблю их использовать для разных по возрасту и состоянию детей.

Как раз хотела написать, что мы много что делаем на йоге самого разного, и надо сообразить, что еще под тему подходит.

А Снежной Королеве дети стоят в кругу?

Как угодно - можно в кругу, а можно свободно распределившись по залу.

  • 1
?

Log in