Лёля (lel_ka) wrote in iist_groups,
Лёля
lel_ka
iist_groups

Category:

Золотой ключик - подготовка к школе - занятие 2/3.

Адаптивность, креативность и гибкость часто кажутся противоположностями умению следовать правилам. Однако на самом деле вполне можно развивать и то и другое одновременно, и это не является противоречием.
На втором из наших воскресных занятий нашей подготовки к школе, одной из игр были "волшебные превращения" - когда надо было изображать разных животных. Выглядит эта простая игра так:
"Сейчас вы все станете превращаться в разных волшебных существ. Сейчас у нас в зале появились тяжелые медленные слоны... теперь - шустрые мышки... а вот из маленького семечка распускается прекрасный цветок... а теперь вместо него появился кровожадный и опасный тигр... и ему навстречу вышел зубастый крокодил (и так далее).
Для меня эта игра - как "убивание" большого количества "зайцев" сразу. Это опять про самоконтроль - так как есть много мышечного переключения и работы на уровне тела. Это про правила - и быстро переключение с задачи на задачу, и при этом задействована эмоциональная сфера. Это про творческую часть и раскрепощение - для того, чтобы изображать эти качества необходимы.
Альбом: Ключик


Альбом: Ключик


Альбом: Ключик


Хорошо развивается самоконтроль в разных играх на удержание равновесия. Мы в этот раз играли в игру, когда надо было на себе, на разных частях тела носить мешочки с крупой - на голове, на плечах, на локтях.

Альбом: Ключик


Замирание, быстрое переключение и следование правилам прекрасно реализуются в известной игре "День-ночь". Версий может быть много. Мы играли так, что дети - это совята, которые летают только ночью. А днем спят (лежат неподвижно) в "домиках".
Альбом: Ключик

Для маленьких детей - особенно тех, про которых принято говорить, что они - гиперактивные - сложно удерживаться в любом положении продолжительное время. Однако есть печальный факт - умение тихо сидеть - одно из очень существенных требований к первокласснику, и если это трудно дается, этот навык можно и нужно тренировать. Для меня кажется совершенно правильным в этой теме образ-сравнение со спортом - мышцы можно накачать путем тренировки. Навык "сидеть"/"замирать" тоже во многом тренируем, так же, как и навык "помолчать".
Несколько лет назад мои дети очень "забалтывали" меня в машине, а так как мы ездили много и долго, это было серьезной проблемой. Решение было найдено такое: иногда мы договаривались о том, что у нас будет "призовая тишина". Выглядело это так: мы обговаривали, через сколько все замолкают. Замолкают - совсем, после этого полная тишина, без случайного "ой, мама, а ты знаешь...", шепота, пения, мычания и сопения. Если дорога больше часа - обговаривалось время "паузы", когда на 5 минут опять можно говорить, а потом - та же тишина. Если за ВСЮ такую дорогу не было сказано ни одного слова - был маленький приз. Но если хотя бы одна фраза была произнесена - приза нет.

Еще одна игра, которую я очень люблю, называется "Инструкции". У нее есть очень много модификаций, которые подходят как для взрослых, так и для маленьких детей. Вчера мы играли так: пара родитель и ребенок брали по одинаковому комплекту палочек. Один придумывал какой-то узор, и складывал его, не показывая второму. Дальше ему было необходимо так объяснить свою идеи второму, чтобы вышла точно такая же картинка. Второй только на слух может воспринимать эту информацию, и может уточнять, правильно ли он понял ту или иную инструкцию. Первый тоже не видит, как его понимает второй, и только когда все уже готово, они могут сравнить узоры.
Мы играли в такую игру в нашем Палаточном лагере на детско-родительской группе, вот несколько фотографий оттуда:
Альбом: Изумрудный город Суздаль 2011


Альбом: Изумрудный город Суздаль 2011


Альбом: Изумрудный город Суздаль 2011


Альбом: Изумрудный город Суздаль 2011


Эта игра для меня очень многослойная. Есть слой про коммуникации, потому что в этой игре иногда очень наглядно видно, как люди, которые совершенно уверены в том, что окружающие их "и так понимают, чего тут объяснять детали" сталкиваются с тем, что другой человек может что-то представлять себе совершенно по-другому. И одновременно эта игра учит правильно формулировать свои мысли, заставляя как можно точней и понятней излагать свои идеи, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать, сравнивать, объяснять разными способами. И в то же время эта игра учит выделять главное и второстепенное, помогает улучшать ориентацию в пространстве (те самые право-лево, выше-ниже). Это игра одновременно и про творчество - надо придумать свой узор, это часто оказывается не простым, и про необходимость повторять то, что придумано другими. Очень интересно иногда видеть то, родители иногда придумывают нечто такое сложное в качестве узора, что потом испытывают большие сложности в том, чтобы донести до ребенка свои идеи (у нас на этой группе так не было, а на других было, и не раз, и родители при этом злились "ну как ты не понимаешь?!"). И у меня в голове тогда есть мысли: интересно, а бывает ли что-то похожее у них в жизни, а не в этой игре? Может ли быть, чтобы и в их отношениях в других сферах тоже бывает сложно оценить степень сложности их требований/ожиданий по отношению к ребенку?
Tags: Золотой Ключик, дети, детско-родительские отношения, дошкольники, игры, идеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments